Анализ камней мочевого пузыря и почек у пациентов после аугментационной цистопластики показал, что значительная часть из них имеет неинфекционный характер появления. Метаболические факторы могут играть значительную роль в данном процессе.
Камни мочевого пузыря после аугментации мочевого пузыря являются не тем, чем они кажутся на первый взгляд
Введение и цели
Ранее считалось, что камни мочевого пузыря и почек, возникающие после аугментации мочевого пузыря, имеют инфекционный характер возникновения, хотя лишь в нескольких докладах упоминается проведение исследования состава этих камней.
Метаболические аномалии могут играть значительную роль в формировании камней, в особенности неинфицированных камней.
Целью настоящего исследования была оценка состава камней мочевого пузыря в большой популяции пациентов после аугментационной цистопластики, а также состава камней почек у пациентов при формировании почечных камней.
Методы исследования
Мы ретроспективно проанализировали данные пациентов с мочекаменной болезнью после аугментации мочевого пузыря, которым проводилось в лечение с 1981 по 2012 годы в нашей клинике. Нами собраны демографические данные, информация о методе хирургического лечения и о составе камней. Пациенты, по которым не было известно состав камня, были исключены из исследования.
Камни, содержавшие струвит, карбонапатит или урат аммония считали инфицированными.
Мы оценили возможную связь с образованием инфекционных камней мочевого пузыря следующих факторов: пол, наличие в анамнезе экстрофии клоаки, амбулаторный статус, нефролитиаз, рецидивирующие инфекции мочеполовой системы, первичное или повторное образование камней, сроки возникновения камней, операции на шейке мочевого пузыря в анамнезе, наличие катетеризируемого канала, пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Для анализа был использован точный критерий Фишера.
Результаты
85 из 107 пациентов с камнями мочевого пузыря после аугментационной цистопластики соответствовали критериям включения. Средний возраст пациентов на момент аугментации составил 8 лет (период наблюдения 10.8 лет).
Для аугментации мочевого пузыря чаще всего использовали подвздошную кишку (82.4%) и сигмовидную (11.8%). У 68.2% пациентов была выполнена пластика шейки мочевого пузыря, у 84.7% - катетеризируемые каналы.
У 44 пациентов (51.8%) имелись повторные случаи камней (у 14 были множественные рецидивы, всего 143 камня мочевого пузыря).
Камни почек возникли у 19 (22.4%) пациентов с камнями мочевого пузыря, а у 10 (52.6%) был рецидив (у 1 пациента были множественные рецидивы, всего 30 камней в почках).
В целом 30.8% камней мочевого пузыря (44/143) были неинфицированными.
Среди пациентов с рецидивированием инфицированных камней мочевого пузыря у 30.4% (7/23) наблюдался рецидив с образованием неинфицированного камня.
Среди пациентов с рецидивом после первичного неинфицированного камня у 84.6% (11/13) рецидивировал также неинфицированный камень (P = 0.005).
По сравнению с камнями мочевого пузыря камни почек чаще были неинфицированными (18/30, 60.0%, р=0.003). Среди 5 пациентов с рецидивом камней почек после инфицированного у двоих (40.0%) камни оказались неинфицированными.
Никакие клинические признаки не были связаны с инфекционной природой камней ни по данным унивариантного (≥0.28), ни по данным бивариантного анализа (≥0.36).
Ограничения
Данное исследование имеет ряд ограничений: отсутствие возможности точно оценить выполнение промывания мочевого пузыря, также не были выполнены рутинные лабораторные методы обследования. Полученные данные нельзя переносить на всех пациентов. Анализ камней был доступен в 75% всех случаев, аналогичные показатели приводятся и в других исследованиях.
Заключение
На удивление каждый третий камень мочевого пузыря и более половины камней почек, лечимых у пациентов после аугментации мочевого пузыря, оказались неинфицированными. Кроме того наличие инфицированного камня не обязательно предполагает, что будет рецидив с инфицированным камнем в мочевом пузыре или почках.
Наши результаты предполагают, что метаболические факторы играют значительную роль в формировании камней после аугментационной цистопластики и поднимают вопрос о необходимости метаболической оценки у таких пациентов.
Авторы: Konrad Szymanski, Rosalia Misseri, Benjamin Whittam, Sable Amstutz, Joshua Ring, Martin Kaefer, Richard Rink, Mark Cain, Indianapolis, IN
2014 г.
http://www.spuonline.org/abstracts/2014/MP42.cgi
- Подпись автора
Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе © (Джон Донн)