Ролик «хочу в Африку», где четырехлетняя девочка, рыдая, заявляет снимающему ее отцу, что она убежит, потому что дома плохо, собрал более 3 млн просмотров – и все смеются.
Психолог Александра Имашева:
Родитель, продающий эмоции детей
— Скажет ли девочка, повзрослев, папе спасибо за это кино? Детские самоубийства, о которых недавно вновь говорил весь интернет, появляются не на пустом месте. Основная причина таких суицидов – это неуважение к ребенку в семье, сведение его на уровень родительской «вещи», способность унизить и высмеять на потеху окружающим.
Сейчас немало говорится и пишется о группах в соцсетях, которые целенаправленно подталкивают детей к суициду. Но преступные манипуляции детским сознанием в соцсетях менее опасны для ребенка, чем психологические травмы, полученные им от самых близких ему людей – его родителей.
Одним из свидетельств таких травм являются унизительные, обидные для ребенка фото и видео, которые родители бездумно размещают в тех же соцсетях. Об том пишется и говорится гораздо меньше, но вреда от подобных публикаций может быть очень много.
В интернете регулярно встречаются ссылки на видеоролики, где дети плачут, им страшно и обидно. А родители мало того, что спокойно снимают это, но и сами подливают масла в огонь, своими вопросами и репликами доводя ребенка до настоящей истерики.
Цель достигнута – эмоция, яркая, убедительная, из малыша выбита, кадр получился забавный, выразительный. И в сети появляется очередное свидетельство беспомощности, униженности, обиды ребенка – и свидетельство предательства со стороны взрослого, самого близкого человека – папы или мамы.
Те самые люди, которые должны защищать и оберегать ребенка, демонстративно выставляют его напоказ в неприглядном свете, собственноручно давая ему понять: здесь тебя не пожалеют, здесь тебя не укроют. Наоборот: твоей слабостью воспользуются в собственных интересах, посмеются сами и дадут посмеяться окружающим.
Убегу в Африку
Недавно в сети завоевал бешеную популярность (более 3 млн. просмотров) ролик «хочу в Африку», где четырехлетняя девочка, рыдая, заявляет снимающему ее отцу, что она хочет сбежать из дома в Африку.
«Я еду в Африку, туда, где голодают дети, бедные голодные дети. Меня папа обижает. Он меня ругает. Мама меня тоже ругает. Ругают за то, что я себя плохо веду. Я хочу в Африку. Там я буду без воды голодать. И умру, как они умирают», — всхлипывает в ролике девочка.
«Почему?» — бесстрастно спрашивает ее отец. «Потому что вы не хотите меня».
Нормальный родитель на этом месте бросил бы камеру и обнял бы ребенка, поцеловал, заверил в своей любви. Что же говорит отец, продолжая съемку?
«Может быть, мы просто не хотим непослушную девочку?» А дальше подзуживает ребенка, снимает с вешалки штаны, за которые она в отчаянии хватается, чтобы «одеться и убежать».
Ребенок всем видом, всем поведением кричит: остановите меня! скажите мне, что я нужна! Скажите, что вы меня любите! Иначе я хочу умереть!
Какой ответ она получает от родителей? Ты нам нужна, только когда ты хорошая девочка. А если нет – беги, умирай…
Именно такое воспитание впоследствии может спровоцировать отклоняющееся поведение, депрессивные состояния и в некоторых случаях даже суицид. Ребенку внушается представление о том, что он имеет ценность, только если удовлетворяет каким-то условиям. Например, хорошо себя ведет, хорошо учится. А если этого нет, то и ценности ему нет. Зачем такого любить?
И вот такие дети как раз совершают суицид. Причем, аукнуться это может в подростковом возрасте (ибо все подростки родом из детства, как это ни банально). Такие раны от родителей остаются на всю жизнь.
Условная любовь очень опасна. Ты хорошая – мы тебя любим. А плохая – мы тебя не любим.
«Убегу в Африку» — очень жестокое видео, тем более что ребенок просит ее не снимать. Вот эта девочка вырастет, совершит какую-нибудь ошибку и скажет «я нехорошая, я никому не нужна».
Зачем родители это делают?
Да примерно для того же, для чего делают селфи – показать себя, похвастаться – какой я родитель, как воспитываю ребенка! — собрать побольше «лайков» с друзей и случайных посетителей интернет-странички.
Точно так же выкладывают в инстаграмме фотографии свежепокрашенных ногтей, красиво оформленного завтрака.
Это стремление к сиюсекундной популярности, которому приносится в жертву все – от собственной интимности до чувств и переживаний собственного ребенка.
Я не зря два раза употребила слово «собственный».
Потому что ребенка как личности, как отдельного человека для таких родителей просто не существует. Они не думают о его переживаниях, самоуважении.
Ребенок — просто вещь, которой можно похвастаться и заработать «лайк».
Итак, причины две. Первая – это тотальная зависимость многих сегодняшних людей от той или иной формы внимания и одобрения, которую они могут получить в интернете. Любыми средствами. Люди идут на все, чтобы их заметили – хотя бы на мгновение. И цену за это они платят порой несуразную, несоразмерную.
Вторая – это тотальное неуважение к своему ребенку, полное нежелание понимать, что это личность, а не вещь. А, поскольку это моя собственность, я могу с ней делать что хочу.
Ну и что, что он плачет «папа, папа, не снимай меня!» Что она понимает-то? Я взрослый, хочу и буду, вон какой кадр яркий получился.
Ведь плачущий ребенок – это такое мимими, что обязательно «лайкнут». И вообще, я правильный отец, не поддаюсь на слезы, пусть все смотрят, какая она капризная, ведь капризничать неправильно!
При этом родители могут по-своему любить ребенка, заботиться о нем, покупать ему хорошую одежду, дорогие игрушки. Вот только душа, личность маленького человека оказываются в полном загоне.
И в подростковом возрасте это может привести к страшным последствиям. Такое поведение вызывает подрыв доверия к родителям, ощущение, что в трудную минуту на них нельзя опереться, нельзя быть рядом с ними слабым и неприглядным.
В доинтернетную эпоху такая проблема тоже была, просто принимала другие формы. Ну кто мог увидеть фотографии из домашнего альбома, даже если ребенок их и стеснялся? Ну, бабушки-дедушки, ну тети-дяди. Одним словом, семья. В семье на плачущего или голенького ребенка разве что умилятся. Да и фотографию, в конце концов, можно было вытащить из альбома, порвать или перепрятать.
А сейчас это выкладывается в интернет, и в интернете остается. И не всегда это можно удалить, когда перепосты сделаны. Ребенок, которого выложили в каком-то неприглядном или унизительно-смешном виде, вырастает, становится подростком, и каждый раз его передергивает от унижения, когда в соцсетях он натыкается на себя плачущего или голого (такое мимими – голенький малыш!), да еще с комментариями и лайками.
А представьте, что кто-то из его класса наткнется на фотографию, где он изображен на горшке. Дети злые – они и затравить могут.
Вот и получается, что ради дешевой родительской популярности под нож идет самооценка ребенка, его уверенность в «предках», нередко – взаимоотношения с одноклассниками и друзьями. Если наложить на это на неустойчивую подростковую психику – может случиться смертельный взрыв…
Наступить на горло своему селфи
Как закон, как нерушимое правило следует запомнить:
если ребенок просит его не снимать – не снимайте. Даже если ему всего три года, и вы уверены, что видео получится крайне забавным.
Наступите на горло своему селфи, попрощайтесь со всеми возможными лайками. Не снимайте или хотя бы не выкладывайте в интернет то, что выставляет вашего ребенка в унизительно-забавном или непристойном для него виде.
Перефразируя Достоевского, миллиард лайков не стоит слезинки вашего ребенка.
- Подпись автора
Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе © (Джон Донн)