Психологические особенности развития ребенка с экстрофией мочевого пузыря
Данный цикл статей подготовлен, исходя из своего личного опыта жизни с ЭМП и наблюдений, а также специальных психологических знаний и образования. Статьи не претендуют на научную обоснованность, так как на данный момент практически нет отдельных исследований психологических особенностей детей данной категории.
Тем не менее, это попытка с помощью данных специальной психологии о детях с соматическими заболеваниями вывести общие закономерности, которые могут присутствовать в жизни детей с экстрофией мочевого пузыря. Безусловно, это не аксиомы, а скорее предмет для дискуссии и нахождения наиболее адекватных методов помощи нашим близким и самим себе.
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА С ЭМП
Итак, начну с хорошей новости… В случае, когда ребенок имеет врожденное соматическое заболевание, это вовсе не означает знак равенства с глобальными психологическими проблемами. Попробую объяснить на примере: Мы с вами не умеем летать. Для нас это не является психологической проблемой. Но, если предположить гипотетически, что кто-то из нас будет переселен на планету, где большинство людей летает и мир создан с учетом этой особенности (ну например, лифтов нет, и лестниц нет... так как все умеют летать), то мы начнем чувствовать себя "людьми с ограниченными возможностями", и от этого пойдут все беды.
Поэтому вывод первый: Психологические проблемы начинают расцветать пышным цветом тогда, когда ребенок сталкивается с внешним миром и начинает осознавать свою непохожесть и ограниченность своих возможностей по сравнению с возможностями других детей, особенно если ему это активно демонстрируют. Столкновения этого не избежать и задача родителей и близких помочь ему преодолеть это "несоответствие в сравнении", ну или как минимум не отягощать...
Кстати, об отягощении... Есть такое понятие "инвалидизировать ребенка" - это значит усилить и создать богатую огранку той проблеме, которая у него есть и еще навесить новых. Конечно, это далеко не всегда делается ужасными и злыми родителями, а чаще - это результат чрезмерной заботы.
Приведу другой пример (женский): Вы абсолютно здоровы и обладаете совершенно обычной внешностью - нормальной, скажем так: "не хуже людей"... Но близкие люди в силу каких-то своих завышенных ожиданий хотели бы видеть в вас "писаную красавицу". Или из-за того, что у Вас есть какая-нибудь "раскрасавица" сестра с детства, Вы слышите: "Жаль, что ты не красоточка… ну ничего... и с такой внешностью жить можно", "Ты давай учись получше, будешь умной - это тоже хорошо!", "Будешь хорошей хозяйкой и тебя замуж возьмут!" и др.
И не важно с какой интонацией - заботливой, жалостливой или злобной - Вам это твердят. Важно, что Вам сообщают: "Ты не такая как все и тебе в жизни это будет мешать".
Вот так можно "испортить" мозг даже здоровому человеку и существенно отяготить проблемы человека с ограничением каких-то возможностей. Это именно то, что вполне в силах избежать каждому здравомыслящему родителю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЭКСТРОФИЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ К МИРУ
Давайте вернемся к тем проблемам, которые избежать практических нельзя. Попробуем, опираясь на различные подходы к развитию ребенка прояснить, с чем сталкивается ребенок с экстрофией. Сразу оговорюсь, что это мой личный авторский взгляд на проблему. О базовом доверии особенно активно писал Эрик Эриксон. Он писал о восьми психосоциальных кризисах, которые проживает каждый человек и выносит оттуда свой опыт, который распространяется на всю последующую жизнь.
Кризис "Доверие - недоверие"
Опыт, который человек при позитивном проживании кризиса выносит: надежда и доверие. Давайте немного подробнее поговорим об этом кризисе.
Первая психосоциальная стадия охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самую характеристику "уверенностью". Младенец, имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично сознается в период младенчества, но играет большую роль во взрослом состоянии.
Что нужно для формирования этого базового доверия?
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
"Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама - тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие", которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других". (Erikson, 1963г.)
Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Неудачное проживание кризиса способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.
В чем здесь проблема для детей с экстрофией?
На мой взгляд (еще раз подчеркиваю - это мое личное мнение), проблема связана с пребыванием в больнице и большим количеством болезненных процедур, которые переживает ребенок. Даже в случае, если рядом с ним самая лучшая и любящая мама - ей приходится порой "делать ему больно".
Ведь чувство доверия и чувство безопасности рядом с мамой (и родителями в принципе) формируется за счет того, что мама удовлетворяет все физиологические и психологические потребности ребенка: она его кормит, когда он голоден, укачивает, когда он беспокоен, утешает боль, когда он болеет. Она дает ему тепло, любовь и заботу о его благополучии.
Когда ребенку в младенчестве приходится переносить операции и малоприятное лечение, осмотры и перевязки, это доверие нарушается. Вот она мама, любимая, родная, теплая, и вот она же держит тебя, когда "страшный человек в белом халате" начинает делать тебе больно.
В общем, не хочу отягощать, но это примерно так. И этого избежать практически невозможно.. Если только папу на амбразуру кинуть. Так как Эриксон считает, что к кризису, неудачно прожитому, человек будет возвращаться позже, нам важно понимать, что в какой-то другой период ребенку надо объяснить, что миру в целом (и маме в частности) можно доверять. Как это делать - мы будем говорить позже. Будем вместе искать наилучшие пути.
Итак - это то, чего избежать сложно. Первое, что мы получаем - это проблемы с доверием к миру.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЭКСТРОФИЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ. ПРИУЧЕНИЕ К ТУАЛЕТУ
Следующий возрастной период, который мы рассмотрим - от 1 года до 3 лет. Больше речь будет идти о периоде 2-3 года. Анализируя развитие в этом возрасте - мы выделим два основных момента: кризис 3 лет и приучение к туалету.
Вернемся к товарищу Эриксону. Вот как он описывал этот период: основная задача - достижение определенной самостоятельности и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. «Чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду» (Erikson, 1968b).
Ребенок к наступлению этой стадии может рассчитывать, начинает хотеть, становится самостоятельным исследователем жизни. Особенно это касается бытовых привычек: самостоятельно одеваться, умываться, есть. Именно этими своими умениями дети гордятся. Здесь экстрофия мочевого пузыря - не помеха - и это ресурс для родителей - создавать как можно больше поводов для гордости ребенка своими умениями и самостоятельностью.
Что такое Кризис трех лет?
В этот период возникают проблемы, связанные с упрямством у любого ребенка. Думаю, все мамы понимают, о чем я... Вот он такой милый малыш... был... И вдруг начал упрямиться, не слушаться и вредничать, как будто назло проверяет мамину стрессоустойчивость…. С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Самостоятельность не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных «степеней свободы».
Эту стадию, как и все другие, Эриксон обозначает с помощью полярной шкалы: самостоятельность - стыд и сомнение. Обозначая этим, что если ребенок полноценно проживает этот кризис, то становится относительно самостоятельным, познает первый вкус. А если его порывы «Я сам!» подавляются, или же напротив родители «свободы» ожидают от него, что он будет делать то, чего он пока в силу объективных причин делать не в состоянии - стыд и сомнение в своих силах.
Следует отметить, что если в предыдущем возрастном периоде не решены вопросы с доверием к миру, то и период освоение своей свободы в некоторых сферах жизни, развития своей самостоятельности будет проходить сложно. Не доверяя, ребенок может бояться «отрываться» от родителей, пробовать что-то делать сам.
В тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям быть самостоятельным, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой.
Мы предполагаем, что здесь у нас все заботливые мамы и скорее проблема, которая может возникнуть при воспитании ребенка с экстрофией - чрезмерный контроль, нежели чрезмерная требовательность и ожидание «невозможного». Конечно, когда ребенок болеет, то его сложно «отпустить», за него постоянно беспокоишься, плюс есть объективные моменты - мы не можем ожидать от него приучения к туалету так же, как это происходит у здоровых детей.
Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой - как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. При этом мы с Вами понимаем, что в ситуации с туалетом и вообще в целом со здоровьем ребенка с экстрофией по объективным обстоятельствам очень сложно говорить о полной самостоятельности ребенка и отсутствии контроля внешнего, со стороны родителей.
Чем это может грозить?
Формированием таких черт как неуверенность в себе, повышенная тревожность, боязнь принимать самостоятельные решения и т.д. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением. У них слабая «сила воли» - они пасуют перед теми, кто над ними главенствует.
Вам это ничего не напоминает? Почитайте в наших темах на Форуме об экстрофии различные рассуждения и переживания, метания и сомнения уже взрослых людей с этим заболеванием, тревожность, неуверенность, особенно при столкновении с теми от кого мы зависим: например от врачей.
Посмотрите, когда речь идет о том, что кто-то попал на прием к врачу, который не знает, что это за заболевание, или позволил себе бестактность - ведь практически никогда не звучит четко тема прав: есть обида, понимание, что это неправильно, но больше от этого веет ощущением «не повезло» и дальнейшим страхом - снова можно попасть к такому врачу.
Конечно не все так печально, жизнь вносит свои коррективы, мы взрослеем и учимся быть самостоятельными и добиваться своего. Но по большому счету всех нас объединяет эта проблема определенной зависимости, неуверенности, проявляющейся в разных формах: от застенчивости до легкой агрессии (что собственно есть та же неуверенность только оборотной стороной этой медали).
Что делать?
Для тех, кто воспитывает такого ребенка нужно понимать, что у него уже есть «хвостик» в виде недоверия из предыдущего периода жизни и есть (объективно, т.е. независимо от того, насколько прекрасные родители, а связанно с заболеванием) области, где «отпустить» его пока не представляется возможным. Необходимо всячески помогать ему конструктивно проявлять свою самостоятельность там, где это возможно. Это не вседозволенность, разумеется. Но родителям важно выбрать максимальное количество сфер жизни, где ребенок может уже действовать самостоятельно и нести за это ответственность.
Задача - в этом возрасте заложить основы силы воли и самостоятельности. Пока только основы. Но главное - не только свободы (когда хочешь тогда и делай самостоятельно) или не только силы воли (делай то, что нужно, даже если ты не хочешь). Это две стороны одной медали. Очень важны в сочетании. Очень важно понимание ребенка, что теперь он уже взрослый для того, чтобы … (самостоятельно есть, надевать носки, чистить зубки и т.д.). Он сам ест не только когда ему охота быть самостоятельным, но также он учится быть волевым и есть самостоятельно даже, когда ему было бы удобно, чтобы мама его покормила. За все эти проявления он должен получать свою порцию похвал и испытывать гордость от того, что у него появились свои области «взрослости».
И к сожалению, опять будут вмешиваться объективные обстоятельства: он может заболеть, быть прооперирован, и тогда он опять становится несамостоятельным объективно. Он будет терять обретенную свободу выбора снова и снова зависеть от мамы… и потом снова нужно проходить этот путь к самостоятельности… Поэтому в отличие от здоровых детей, на мой взгляд, этот период может быть длиннее.. не 1 - 3 года. А может быть 1 - 4 и возможно и дольше.
Провоцируем ситуацию
Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, ребенку важно обозначать, что это временная «слабость», временная потеря самостоятельности, что сейчас мама его снова кормит и одевает, потому что он заболел, а когда люди болеют - за ними ухаживают их близкие. А вообще он может сам, и Вы это помните и не «осуждаете», что он снова стал «как маленький». И если он еще месяц назад сам садился за стол и ел, а сейчас только немного подержал ложку - он все равно молодец, потому что ОН БОЛЕЕТ, НО, НЕ СМОТРЯ НА ЭТО, ЕСТ САМ. И не ждать, когда это само произойдет, а провоцировать эти ситуации. Максимально снижать опеку, даже если Вы готовы кормить его с ложечки весь период обострения. Если ему не противопоказано взять в руки ложку или одеть самостоятельно маечку в процессе реабилитационного периода - ориентируйте его на это (в случае, если раньше он уже ел и одевался полностью сам), даже, если Вам не сложно сделать это самой.
Что касается приучения к туалету, то здесь не может быть общих правил, потому что у каждого ребенка очень индивидуальная ситуация. Скажу только одно. Есть единый принцип, сформулированный Львом Семеновичем Выготским, нашим отечественным выдающимся психологом и дефектологом: обучение ведет за собой развитие. Т.е. мы не ждем, когда ребенок «доразивается» до решения определенной задачи. Мы его развиваем, ставя перед ним новые задачи. «ведем обучением его развитие». После усвоения какого-то навыка (например он уже может удерживать мочу в течении 30 минут! Классно, результат закреплен, мы точно знаем, что он это умеет делать без нашей помощи) - ставим задачу чуть-чуть сложнее, чем он может сделать (теперь 35 минут!).
Л.С. Выготский разделял развитие ребенка на «зону актуального развития» (это то, что может сделать ребенок без помощи взрослого) и «зону ближайшего развития» (это то, что он может, если взрослый немного ему поможет). Всегда когда мы учим чему-либо - мы должны знать, что он может, и ставить новые задачи, чуть сложнее. За то, что он не выполняет задачи актуальной зоны - ругать нельзя. Но можно и нужно активно хвалить, если он это сделал - закрепляя его желание еще и еще раз достигать этот свой новый «рекорд».
Хотя, говоря о проблемах туалета - мне кажется, что вопрос о том, чтобы ругать вообще не должен стоять. Мы все понимаем, что эта задача самая сложная. Обязательно определите и в этой области зону самостоятельности, и зону развития. Он уже умеет предупреждать Вас, когда хочет в туалет? Отлично. Он молодец, и Вы им гордитесь. Теперь можно учить его какую-то часть делать самостоятельно: он не просто говорит, но уже сам достает катетер. Или сам может сесть на горшок (если физиология позволяет ему ходить в туалет так). И пусть поначалу он делает это не так, как надо - Вы же поможете ему научиться. И у Вас будет новый повод гордиться своим самостоятельным малышом. А у него будет новый повод для уверенности в себе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ЭКСТРОФИЕЙ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ
Предлагаю разобрать основные типы родителей (прежде всего матерей в России). Мы-то, конечно, с Вами заранее имеем в виду, что у нас мамы самые замечательные... Но кто предупрежден, тот вооружен… Типы матерей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Хотя лучше не так... Я пожалуй откажусь от психологического портрета, потому что каждому из нас в разные моменты жизни свойственны разные стратегии. Поэтому мы рассмотрим разные стратегии родителей, имеющих "проблемного" ребенка, их плюсы и минусы. Они могут меняться в зависимости от состояния и ситуации:
Стратегия № 1. "Все зависит от меня".
Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). Стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Такая позиция характеризуется феноменом "вытеснения" негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Этой позиции свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
Родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преград на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Они создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цели оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Плюсы. Такая позиция значительно улучшает самоощущение родителя. Помогает преодолевать многие жизненные проблемы. Человек переживает стресс с позицией - "Я могу все изменить".
Минусы. При такой позиции нередко проявляется неумение сдерживать свой гнев и раздражение. В отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). "Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним", — может оказаться девизом при таком отношении.
Стратегия №2. "Все в одну кучу".
Неприятие индивидуальности ребенка в целом и неумении отличить те особенности, которые являются следствием заболевания, от индивидуальности ребенка, обусловленной другими причинами. Родители могут считать, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. "Не все дети одинаковые" или "Ну не всем же быть учеными", — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка.
Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.
Плюсы. Родитель понимает, что соматическое заболевание влечет за собой не только соматические, но и психологические проблемы. Иногда такая позиция действительно ограждает от ожидания, что ребенок должен развиваться по некой норме во всех сферах.
Минусы. Неумение отличить зерн от плевел. На индивидуальность ребенка влияют многие факторы. И осознание глубины проблемы (ее психологических, социальных нюансов) приходит к ребенку постепенно. В раннем же возрасте единственное, что может оказывать влияние на его психику - это болевые ощущения. В остальном его личность, характер лепятся благодаря наследственности и среде. И лишь только часть этого формируется благодаря тому, что постепенно год за годом ребенок сталкивается с проблемами, постепенно открывая свои "ограниченные возможности".
Именно поэтому всех тех, кого объединяет проблема экстрофии, объединяет и ряд проблем, страхов, личностных особенностей и т.д., но это лишь некоторые общие черты, а в остальном процентов на 90, а то и больше - мы все очень-очень разные. Наша индивидуальность - это не результат только болезни, хотя это порой играет значимую роль в нашей жизни.
Стратегия № 3. "Будь как будет".
Пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: "Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет". У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Иногда родители оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: "А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!" Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: "Пусть все идет в жизни, как идет". Они не понимают того, что некоторые отклонения, возникающие у ребенка, вторичны, и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности.
Плюсы. Мало, но есть. В отношении ряда проблем ребенка такая позиция нормальна. Есть вещи, которые надо принимать такими, какие они есть.
Минусы. Собственная пассивность ведет не только к тому, что многие проблемы, которые могут быть решены, не решаются, но и в том, что происходит передача ребенку пассивной жизненной позиции. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что больше от него ждать нечего. Родители недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.
Такие родители часто испытывают трудности в управлении воспитанием ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели.
При такой позиции родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, "заласкивают" его, а иногда их "сверхнежные" отношения переходят в сюсюкание. Это усиливает тревожность родителей, что в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Прожитая жизнь родителями воспринимается как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.
Стратегия № 4. "Я вся такая противоречивая..."
Частые смены полярных настроений - то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом. Иногда в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как в первой стратегии, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Радость и силы появляются благодаря тому, что родителю удается "выключится" из проблем.. слезы от "разбитой чашки"... Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.
Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал реагирования на проблему, вызывающую фрустрацию, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. То есть родитель давит в себе все негативные переживания, но не заменяет их на активную жизненную позицию как в первой стратегии. Просто давит. Терпит.
Плюсы. Отсутствие сильной эмоциональной реакции, истерик. Как временное явление вполне неплохо для ребенка. В состояние "подаволения" внутренних переживаний как минимум не вредит ребенку.
Минусы. Это же и минус. Человек варит все в себе, не решает проблему, а старается к ней адаптироваться. Позиция плохая для родителя тем, что он не дает выхода стрессу ни в эмоциях, ни в действиях - все в себе, и это и самого его съедает изнутри, и, как правило, может приводить к соматическим заболеваниям.
Длительное поддержание этой позиции может давать ребенку ощущение двойственности: то родитель вроде бодр, то вдруг уходит в себя, при этом по независимым от ребенка и непонятным ему причинам.
Стратегия №5. "Пламенем внутри я освещаю темноту твоих ночей!"
Для этих родителей характерно стремление "положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка". Все усилия направляются на оказание ему помощи. Порой такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как в третьей стратегии, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка).
Этим родителям, как и в третьей стратегии, свойственно жалеть ребенка, оказывать ему помощь, услуги, а иногда и делать за него то, что он еще не может делать сам. Они склонны к гиперопеке своих детей. Такие родители, как и в первой стратегии, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.
Плюсы. Родитель глубоко и серьезно исследует проблему ребенка, способен оказывать ему квалифицированную медицинскую помощь, способен на глубокую психологическую поддержку, очень ответственен.
Минусы. Жизнь родителя становится в полную зависимость от проблем ребенка, и эту же модель человек передает своему чаду. Излишняя склонность к жертвенности, неспособность отделить свою жизнь от жизни другой личности, неспособность быть счастливой в полной мере, подавление своих истинных интересов, - все это, как по наследству, передается ребенку. Либо же воспитывает в нем потребительскую позицию к чужой жизни.
Такой тип отношений нередко приводит к глубокому симбиозу, слиянию. Родитель подспудно ожидает, что ему таки воздастся в благодарность, и отпустить ребенка ему бывает очень трудно и болезненно. Потому что его жизнь и жизнь ребенка переплетены в запутанный сложный клубок.
Автор статьи психолог Ольга Б.
- Подпись автора
Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе © (Джон Донн)